Младший дошкольный возраст
характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития.
Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более
разнообразными и координированными становятся движения.
С 3–4 лет происходят существенные
изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с
окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте
– предметно-действенное сотрудничество.
Наиболее важное достижение этого
возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный
характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а
также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с
заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания,
не-сформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается,
оставляет одно дело ради другого.
У малышей этого возраста ярко
выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную
роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка
гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш
получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные
потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к
общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения
детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое
поведение.
В этом проявляется интерес
ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца
поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры
детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом.
Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного
отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании,
конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов,
развиваются его восприятие, мышление, воображение.
Трехлетний ребенок способен уже
не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые
представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы,
величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются
особенности воспринимаемых предметов.
Преобладающей формой мышления
становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только
объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и
усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда,
мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных
признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее
назначение.
Резко возрастает любознательность
детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи:
значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об
окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Достижения в психическом развитии
ребенка создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере
обучения. Появляется возможность перейти от форм обучения, основанных на
подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме
организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение
определенного задания.
Задачи развития и воспитания:
1. Развитие потребности в
активной двигательной деятельности, своевременное овладение основными видами
движений, освоение элементарных навыков личной гигиены.
2. Обеспечение познавательного развития
детей, обогащение представлений об окружающих предметах и явлениях, развитие
любознательности.
3. Воспитание доброжелательного
отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, общению.
4. Обогащение опыта самопознания
дошкольников.
5. Обучение детей различным способам действий в условиях
предметно-действенного сотрудничества.
|