Деятельная структура профессиональной адаптации Источник: журнал «Практична психологія та соціальна робота», №2, 2009 р. Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко – Чайкина Н.О. Чайкиной Н.О. был модифицирован «Многомерный опросник личности» В.Ф. Моргуна и разработан на его основе опросник «Деятельная структура профессиональной адаптации» ( «ДСПА») для выявления ведущего элемента профессиональной адаптации и его структуры, а также для диагностики объекта адаптации и степени совпадения ожиданий человека с реальностью. Опросник содержит 27 вопросов, в которых отражены основные виды деятельности. Все вопросы проранжированы по двум шкалам. Правая шкала оценок указывает на отношение испытуемого к конкретной деятельности («Я» - желаемое), а левая шкала оценок указывает на меру занятости в той или иной деятельности («Я» - реальное). Ответы испытуемого зависят от того, каким видам деятельности и ее составляющим он отпадет предпочтение. Выделяют три вида деятельности: - Труд (предметно – орудийно-продуктивное преобразование производственной среды);
- Общение (преобразование социально-психологической среды);
- Самодеятельность (преобразование собственной личности).
Каждый вид деятельности имеет такие составные: - Уровень освоения деятельности: обучение (решение задач с чьей-то помощью или по образцу), воспроизведение (самостоятельное решение задач определенного класса) и творчество (самостоятельное решение задач нового класса);
- форма реализации деятельности: моторная (двигательное выполнение производственных операций), перцептивная (наглядно-образное воспроизведение производственных ситуаций), речемыслительная (теоретическое осмысление профессиональной деятельности);
- пространственно-временная ориентация: прошлое (ориентация на ранее выполняемую деятельность), настоящее (ориентация на «здесь» и «теперь»), будущее (ориентация на перспективные пути профессионального роста);
- Эмоциональное отношение к деятельности: негативное (чувство неудовлетворенности, беспокойства), амбивалентное (чувство неопределенности), положительное (чувство удовлетворенности трудом).
Результаты двух шкал сравнивались и проводился их количественный анализ – определялись объект, ведущий элемент и составляющие профессиональной адаптации; кроме этого осуществлялся качественный анализ – определялась степень совпадений ожиданий с реальной ситуацией. Опросник «ДСПА» (по В.Ф. Моргуну и Н.А. Чайкиной) Инструкция: Данный опросник направлен на выявления ведущего элемента профессиональной адаптации и ее структуры. Поэтому оцените пожалуйста: - Справа – Ваше отношение к данной деятельности, где 1 – нейтральное отношение, 9 – максимально положительное.
- Слева – как часто Вам приходится заниматься в своей профессиональной деятельности этим, где 1 – крайне редко, 9 – очень часто.
2 | Виды деятельности | 1 | 987654321 | 1. Учится делать что-либо своими руками | 123456789 | 987654321 | 2. Анализировать результаты своей работы | 123456789 | 987654321 | 3. Принимать советы | 123456789 | 987654321 | 4. Поддерживание выполнения двигательных усилий | 123456789 | 987654321 | 5. Наблюдать за приемами в работе | 123456789 | 987654321 | 6. Мысленно возвращаться к решению разнообразных задач | 123456789 | 987654321 | 7. Применять новое, созданное своими руками | 123456789 | 987654321 | 8. Моделировать процесс и результаты труда с помощью рисунков, схем или чертежей | 123456789 | 987654321 | 9. Искать решение производственных проблем в творческих дискуссиях | 123456789 | 987654321 | 10. Перенимать навыки работы с людьми | 123456789 | 987654321 | 11. Воспринимать людей с учетом их прошлого | 123456789 | 987654321 | 12. Следовать примеру опытных профессионалов | 123456789 | 987654321 | 13. Организовывать предстоящую совместную работу с сотрудниками | 123456789 | 987654321 | 14. Опекать новичков | 123456789 | 987654321 | 15. Высказывать собеседнику свое мнение | 123456789 | 987654321 | 16.Внедрять свои идеи | 123456789 | 987654321 | 17. Производить неожиданное впечатление | 123456789 | 987654321 | 18. Мысленно общаться с человеком | 123456789 | 987654321 | 19. Учиться планировать свою работу | 123456789 | 987654321 | 20. Анализировать результаты своей работы | 123456789 | 987654321 | 21. Читать литературу по своей специальности | 123456789 | 987654321 | 22. Рассматривать перспективность своей деятельности | 123456789 | 987654321 | 23. Приходить к истине на основе специального анализа | 123456789 | 987654321 | 24. Принимать оригинальные решения в результате размышлений | 123456789 | 987654321 | 25. Стимулировать свою работоспособность производственной гимнастикой | 123456789 | 987654321 | 26. Вести дневник с целью профессионального самосовершенствования | 123456789 | 987654321 | 27. Развивать свои профессиональные способности | 123456789 | Ключ к «ДСПА» шкала | вопросы | Инварианты | Содержание деятельности | 1-9, 10-18, 19-27 | Труд Общение Самодеятельность | Уровень освоение деятельности | 1-3,10-12,19-21, 4-6, 13-15, 22-24, 7-9, 16-18, 25-27 | Обучение Воспроизводство Творчество | Форма реализации деятельности | 1,5,9,10,14,18,19,23,27, 2,5,8,11,14,17,20,23,26, 3,6,9,12,15,18,21,24,27 | Моторная Перцептивная Рече-мыслительная | Пространственно-временная ориентация | 1,5,9,10,14,18,19,23,27, 2,6,7,11,15,16,20,24,25, 3,4,8,12,13,17,21,22,26 | Настоящее Прошлое Будующее | Эмоциональное отношение к деятельности (считается число ответов на баллы и только слева – max 27) | 1-3 балл 4-6 баллы 7-9 баллы | Негативное Амбивалентное Позитивное | Обработка данных: Подсчитывается сумма баллов каждого элемента деятельности и определяются ее составляющие по каждой шкале. Затем, данные двух шкал сравнивают и определяют объект профессиональной адаптации. Если данные 1 шкалы (справа) имеют большее значение, то адаптация идет к личностным образованиям специалиста; а если большее значение имеют данные 2 шкалы (слева), то адаптация идет к социальной ситуации развития специалиста.
|