Вторник
14.05.2024
09:53
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Психология для всех
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Тесты [21]
Общая психология [10]
НЛП [0]
Возрастная психология [5]
Семейная психология [0]
Психология достижения [0]
Психология образования [4]
Девиантное поведение [0]

Поиск

Главная » Статьи » Тесты

Деятельная структура профессиональной адаптации

Деятельная структура профессиональной адаптации

Источник: журнал «Практична психологія та соціальна робота», №2, 2009 р.

Автор: кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Полтавского государственного педагогического университета им. В.Г. Короленко – Чайкина Н.О.

Чайкиной Н.О. был модифицирован «Многомерный опросник личности» В.Ф. Моргуна и разработан на его основе опросник «Деятельная структура профессиональной адаптации» ( «ДСПА») для выявления ведущего элемента профессиональной адаптации и его структуры, а также для диагностики объекта адаптации и степени совпадения ожиданий человека с реальностью.

Опросник содержит 27 вопросов, в которых отражены основные виды деятельности. Все вопросы проранжированы по двум шкалам. Правая шкала оценок указывает на отношение испытуемого к конкретной деятельности («Я» - желаемое), а левая шкала оценок указывает на меру занятости в той или иной деятельности («Я» - реальное). Ответы испытуемого зависят от того, каким видам деятельности и ее составляющим он отпадет предпочтение.

Выделяют три вида деятельности:


  • Труд (предметно – орудийно-продуктивное преобразование производственной среды);

  • Общение (преобразование социально-психологической среды);

  • Самодеятельность (преобразование собственной личности).

Каждый вид деятельности имеет такие составные:

    • Уровень освоения деятельности: обучение (решение задач с чьей-то помощью или по образцу), воспроизведение (самостоятельное решение задач определенного класса) и творчество (самостоятельное решение задач нового класса);

    • форма реализации деятельности: моторная (двигательное выполнение производственных операций), перцептивная (наглядно-образное воспроизведение производственных ситуаций), речемыслительная (теоретическое осмысление профессиональной деятельности);

    • пространственно-временная ориентация: прошлое (ориентация на ранее выполняемую деятельность), настоящее (ориентация на «здесь» и «теперь»), будущее (ориентация на перспективные пути профессионального роста);

    • Эмоциональное отношение к деятельности: негативное (чувство неудовлетворенности, беспокойства), амбивалентное (чувство неопределенности), положительное (чувство удовлетворенности трудом).

Результаты двух шкал сравнивались и проводился их количественный анализ – определялись объект, ведущий элемент и составляющие профессиональной адаптации; кроме этого осуществлялся качественный анализ – определялась степень совпадений ожиданий с реальной ситуацией.


Опросник «ДСПА»

(по В.Ф. Моргуну и Н.А. Чайкиной)

Инструкция:

Данный опросник направлен на выявления ведущего элемента профессиональной адаптации и ее структуры. Поэтому оцените пожалуйста:

  • Справа – Ваше отношение к данной деятельности, где 1 – нейтральное отношение, 9 – максимально положительное.

  • Слева – как часто Вам приходится заниматься в своей профессиональной деятельности этим, где 1 – крайне редко, 9 – очень часто.

2

Виды деятельности

1

987654321

1. Учится делать что-либо своими руками

123456789

987654321

2. Анализировать результаты своей работы

123456789

987654321

3. Принимать советы

123456789

987654321

4. Поддерживание выполнения двигательных усилий

123456789

987654321

5. Наблюдать за приемами в работе

123456789

987654321

6. Мысленно возвращаться к решению разнообразных задач

123456789

987654321

7. Применять новое, созданное своими руками

123456789

987654321

8. Моделировать процесс и результаты труда с помощью рисунков, схем или чертежей

123456789

987654321

9. Искать решение производственных проблем в творческих дискуссиях

123456789

987654321

10. Перенимать навыки работы с людьми

123456789

987654321

11. Воспринимать людей с учетом их прошлого

123456789

987654321

12. Следовать примеру опытных профессионалов

123456789

987654321

13. Организовывать предстоящую совместную работу с сотрудниками

123456789

987654321

14. Опекать новичков

123456789

987654321

15. Высказывать собеседнику свое мнение

123456789

987654321

16.Внедрять свои идеи

123456789

987654321

17. Производить неожиданное впечатление

123456789

987654321

18. Мысленно общаться с человеком

123456789

987654321

19. Учиться планировать свою работу

123456789

987654321

20. Анализировать результаты своей работы

123456789

987654321

21. Читать литературу по своей специальности

123456789

987654321

22. Рассматривать перспективность своей деятельности

123456789

987654321

23. Приходить к истине на основе специального анализа

123456789

987654321

24. Принимать оригинальные решения в результате размышлений

123456789

987654321

25. Стимулировать свою работоспособность производственной гимнастикой

123456789

987654321

26. Вести дневник с целью профессионального самосовершенствования

123456789

987654321

27. Развивать свои профессиональные способности

123456789


Ключ к «ДСПА»


шкала

вопросы

Инварианты

Содержание деятельности

1-9,

10-18,

19-27

Труд

Общение

Самодеятельность

Уровень освоение деятельности

1-3,10-12,19-21,

4-6, 13-15, 22-24,

7-9, 16-18, 25-27

Обучение

Воспроизводство

Творчество

Форма реализации деятельности

1,5,9,10,14,18,19,23,27,

2,5,8,11,14,17,20,23,26,

3,6,9,12,15,18,21,24,27

Моторная

Перцептивная

Рече-мыслительная

Пространственно-временная ориентация

1,5,9,10,14,18,19,23,27,

2,6,7,11,15,16,20,24,25,

3,4,8,12,13,17,21,22,26

Настоящее

Прошлое

Будующее

Эмоциональное отношение к деятельности (считается число ответов на баллы и только слева – max 27)

1-3 балл

4-6 баллы

7-9 баллы

Негативное

Амбивалентное

Позитивное


Обработка данных:

Подсчитывается сумма баллов каждого элемента деятельности и определяются ее составляющие по каждой шкале. Затем, данные двух шкал сравнивают и определяют объект профессиональной адаптации. Если данные 1 шкалы (справа) имеют большее значение, то адаптация идет к личностным образованиям специалиста; а если большее значение имеют данные 2 шкалы (слева), то адаптация идет к социальной ситуации развития специалиста.

Категория: Тесты | Добавил: Alexseyko (14.11.2009)
Просмотров: 2382 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Фитнес-клуб "ГеоМетрия Тела"
  • ООО «Центр земельных и строительных отношений»

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz