Вторник
14.05.2024
02:29
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Психология для всех
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Тесты [21]
Общая психология [10]
НЛП [0]
Возрастная психология [5]
Семейная психология [0]
Психология достижения [0]
Психология образования [4]
Девиантное поведение [0]

Поиск

Главная » Статьи » Тесты

Метод саморанжирования
Метод саморанжирования.

В исследованиях вторичных образов широко применяются методы, основанные на принципах самонаблюдения. Использование их наряду с объективными методиками позволяет получить более полную картину исследуемого явления. Одним из таких методических приемов является метод саморанжирования, позволяющий классифицировать представления по степени субъективной наглядности. Основу этого метода составляет принцип, заключающийся в приписывании исследуемому свойству наблюдаемого объекта или явления чисел. Для исследования, например, яркости-четкости представлений наиболее употребительны шкалы порядка. В этом случае исследуемое свойство характеризуют полярными оценками, между которыми мыслится их непрерывная последовательность, однако легкочленимая, т.е. превращаемая в дискретную. Процедура оценивания и заключается в соотнесении степени выраженности исследуемого свойства с разработанной с этой целью шкалой.
Для оценки яркости-четкости представлений чаще всего применяют опросник Д. Маркса. В опроснике использована 5-бальная шкала оценки «яркости-четкости» представлений. Градации шкалы поределены словесно и проранжированы.
Для того, чтобы провести данной исследование необходимы материалы. Для каждого студента должен быть подготовлен экземпляр опросника.
Инструкция: Целью настоящего задания является определение яркости-четкости возникающих у Вас представлений. Задания опросника вызовут у Вас определенные образы. Вы должны оценить их яркость-четкость на основе предлагаемой шкалы оценок. При оценке каждого представления сверяйтесь со шкалой. Старайтесь оценивать каждое задание независимо от оценки других заданий. Запомните, что представление об объекте нельзя путать со знанием о нем. Вы должны видеть объект «мысленным взором», и Ваша задача – оценить яркость-четкость возникшей у Вас картинки.

Опросник Д.Маркса

5 – представления абсолютно яркие, четкие, чистые, как образ восприятия.
4 – представление яркое, четкое, чистое.
3 – представление средней яркости-четкости.
2 – представление неясное, тусклое и смутное.
1 – представления нет вообще: вы только знаете, что вы думаете о предмете.
Подумайте о ком-нибудь из ваших родственников или друзей, которых Вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который появился перед Вашим внутренним взором. Оцените по шкале «яркость-четкость» представления, которые будут возникать у Вас в соответствии со следующими вопросами.
1. Представьте точные контуры лица, головы, плеч, тела этого человека
2. Представьте характерные положения головы и позы его тела
3. Представьте его осанку, манеру держаться, походку, длину шага при ходьбе; представьте все это в едином образе.
4. Представьте цвета его одежды, хорошо Вам знакомой
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены восхода солнца:
5. Солнце встает в подернутое дымкой небо.
6. Солнце встает в синее небо.
7. Солнце встает, но на небе облака: в стороне начинается гроза, видны вспышки молний.
8. Встает солнце, на небе радуга.
Представьте себе и оцените по шкале следующие сцены, связанные с магазином, куда Вы часто ходите:
9. Представьте полную картину магазина с противоположной стороны улицы.
10. Представьте витрину этого магазина с товаром.
11. Представьте, что Вы подходите к двери; представьте цвет, размер, детали двери.
12. Представьте, что Вы входите в магазин, идете к прилавку; представьте продавца, его руки, он отпускает товар, дает сдачу.
Представьте себе деревенский уголок с деревьями, горами, озером.
13. Представьте данный ландшафт в целом.
14. Представьте деревья, их цвет и размер.
15. Представьте цвет и размер озера.
16. Представьте, что подул ветер, деревья зашумели, на озере появилась рябь.
Процедура исследования.

Перед началом экспериментатор сообщает группе испытуемых инструкцию. Испытуемый читает опросник и оценивает яркость-четкость возникшей своего представления соответствующим баллом путем соотнесения его со словесно описанными градациями. Баллы испытуемый проставляет в ответном листе для каждого задания опросника, а затем их суммируют по всему опроснику. Общая сумма оценок служит показателем способности субъекта к представлению об объекте по признаку яркости-четкости вторичного образа (чем больше сумма баллов, тем более ярко представление).
Обработка результатов.

Заключается в вычислении средней арифметической величины (М) оценок и дисперсии (D) индивидуальных оценок в группе испытуемых. При анализе результатов выполнения задания группой испытуемых выявите индивидуальные различия между участниками. Обсудите, с какими качествами памяти, внимания и речи связаны яркость-четкость представлений.
Категория: Тесты | Добавил: Akasiya (14.11.2009)
Просмотров: 7517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Фитнес-клуб "ГеоМетрия Тела"
  • ООО «Центр земельных и строительных отношений»

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz