Определение типа детско-родительских отношений Данный тест способствует определению характера детско-роди¬тельских отношений в семье. Вопросы составлены с опорой на ти¬пологию мам (А.Я. Варга) и типологию пап (А.И. Баркан). Опрос родителей был апробирован в дипломном проекте Н. Мартиросян, выполненном на кафедре дошкольного образования БГПУ под ру¬ководством О.И. Давыдовой. Родителям по очереди предлагается ответить на каждый вопрос теста, выбирая при этом только один, наиболее подходящий для них вариант ответа. 1. Вы всегда уверены, что знаете о своем ребенке всё: а) да, конечно; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем да; г) у ребенка могут быть свои секреты. 2. Если у Вас проблемы с ребенком, кто в семье их решает: а) мать; б) отец; в) совместно; г) любой другой член семьи (бабушка, дедушка). 3. Если у Вашего ребенка появляются первые признаки простуды, как Вы обычно поступаете: а) немедленно вызываю врача; б) лечу самостоятельно; в) зачем беспокоиться, скоро всё пройдет; г) полагаюсь на опыт бабушки. 4. Ваш ребенок в группе детского сада подрался или поссорился с другим ребенком: а) узнаю у воспитателя, почему он допустил подобное поведение ребенка; б) мой ребенок не мог спровоцировать ссору; в) я так и знала, «опять полез в драку»; г) сами разберутся. 5. Вы стараетесь выполнить все желания ребенка: а) да, если они не вредят его здоровью; б) да, если они финансово допустимы; в) нет, мой ребенок часто просит невозможного и капризничает; г) нет, ребенок должен с детства понимать, что в жизни не всё выполнимо. 6. Вы считаете своим долгом знать всё, о чем думает Ваш ребенок: а) да, конечно; б) нет, у ребенка могут быть свои секреты; в) ребенок должен расти свободным и самостоятельным. 7. Как часто Вы думаете о том, что благополучие Вашего ребенка находится под угрозой: а) часто, почти всегда о нем беспокоюсь, даже если нахожусь рядом с ним; б) часто, но только если меня нет рядом; в) только в случае опасности; г) беспокоюсь, но считаю, что ребенок должен расти самостоятельным. 8. Когда Вы собираетесь в отпуск или отдохнуть, то: а) беру ребенка с собой, хотя с ним очень хлопотно отдыхать; б) беру ребенка с собой с большим удовольствием, семья должна отдыхать вместе; в) оставляю ребенка на время бабушке. 9. Верно ли, на Ваш взгляд, утверждение: если ребенка держать в строгих рамках — вырастет порядочный человек: а) да, верно; б) нет, не верно. 10. Согласны ли Вы с утверждением, что ребенок не должен знать всей правды о жизни: а) да, ребенка надо ограждать от трудностей, пока это возможно; б) нет, ребенок должен сразу привыкать к трудностям. 11. Если в детстве воспитывать ребенка в строгой дисциплине, это разовьет у него сильный характер: а) да; б) нет. 12. Когда ребенок очень сильно просит изменить решение, которое Вы уже приняли, Вы его: а) меняю; б) не меняю. 13. Сегодня в доме праздник: а) дети — главные участники в семье; б) праздник только для взрослых; в) дети с нами, но стол накрыт отдельно. А теперь необходимо произвести подсчет Для мам Вы — «спокойная мама» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 8бу^б, 10а, 116, 126, 13а или 136. Итого: Вы — «тревожная мама» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а, 2а, За, 4а, 5а, 6а, 7а, 86, 10а, 116, 12а, 13а. Итого: Вы — «тоскливая мама» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в или 1г, 2г, Зв, 4в, 5в, 66, 7в, 8в, 96, 106, 116, 12а, 136. Итого: Вы — «уверенная и властная мама» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1а или 1г, 2а, 36, 4а, 5г, 6г, 7г, 8в, 9а, 106, 11а, 126, 136, но может быть и 13а и 13в. Итого: Для пап Вы — «папа-мама» или «мама-папа» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 16, 2в, 36, 46, 56, 66, 76, 86, 96, 10а, 116, 126, 13а или 136. Итого: Вы — «Карабас-Барабас» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 26, Зв, 4в, 5г, 6в, 7г, 8в или 8а, 9а, 106, 11а, 126, 13в или 136. Итого: Вы — «крепкий орешек» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, За, 4а или 4в, 5г, 6в, 7в, 8в, 9а, 106, 11а, 126. Итого: Вы — «попрыгунья-стрекоза» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а или 2г, 3г, 4г, 5в, 66, 7в, 8в, 9в, 10в 11в 12а, 136. Итого: Вы — «добрый молодец», «рубаха-парень» Если Вы выбрали следующие ответы, то за каждый получаете по одному очку: 1в, 2а, Зв или 36, 4г, 56, 66, 7в, 8в, 96, 10а 116 12а, 136. Итого: Вы — «ни рыба ни мясо», «под каблуком» Если Ваши ответы во всем вторят маме ребенка. Произведите подсчеты и получите итог по каждой из категорий, соответствующей Вашему полу. Самый высокий итог указывает на доминирующие тенденции в Ваших отношениях с ребенком. Следует помнить, что возможно внесение корректив в Вашу мо¬дель взаимодействия с малышом.
А.Я. Варга по характеру отношения к детям выделяет четыре типа мам [6, 34]. Спокойная уравновешенная мама — настоящий эталон материн¬ства. Она всегда всё знает о ребенке. Чутко реагирует на его пробле¬мы, вовремя приходит на помощь. Заботливо растит его в атмосфере благожелательности и добра. Тревожная мама вся во власти того, что ей постоянно мнится по поводу здоровья ребенка. Она во всем видит угрозу его благополу¬чию. Тревожность и мнительность матери создают тяжелую семей¬ную атмосферу, которая лишает покоя всех членов семьи. Тоскливая мама вечно всем недовольна. Ее беспокойство и не¬рвозность вызывают думы о ребенке, в котором она видит обузу, преграду на пути к возможному счастью. Вывод ясен: ребенку с такой мамой не повезло. Уверенная и властная мама твердо знает, что хочет от ребенка. Жизнь ребенка спланирована ею до его рождения, и от воплощения запланированного мама не отходит ни на йоту. «Создавая» ребенка по идеальной модели, мама подавляет его, стирает его неповтори¬мость, гасит стремление к самостоятельности, тем паче — к иници¬ативе. Достаточно интересна классификация пап, представленная АИ. Бар¬кан [4, 136]. «Папа-мама» — это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением (как это бывает у мам). Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. «Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы получше уго¬дить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку всё раз¬решается, всё прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота. «Карабас-Барабас». Папа — злой, жестокий, признающий все¬гда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследова¬телен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и про¬рвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Ве¬зувий, который не любит «молчать». «Крепкий орешек» — непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав. «Попрыгунья-стрекоза» — папа, живущий в семье, но не чув¬ствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него — тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела — то получила!). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. «Добрый молодец», «рубаха-парень» — папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним интересно, легко, весело. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить. «Ни рыба ни мясо», «под каблуком» — это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, Даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребен¬ка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы по¬мочь. Существует попытка описать воспитание в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаб¬лонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку взрослыми членами семьи. Детские роли четко выявляются в семьях, где родительские позиции утрачивают гибкость и адекватность. К наиболее «типич¬ным» относятся следующие роли. «Козел отпущения». Эта детская роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей переходят на ребенка. Он как бы отводит на себя эмоции родителей, которые те готовы выплеснуть друг на друга. «Любимчик». Она возникает тогда, когда родители не испыты¬вают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум запол¬няется преувеличенной заботой о ребенке и любовью к нему. «Бэби». В этой роли ребенок отдален от родителей, он «вечное дитя», от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при силь¬ной близости супругов друг к другу. «Примиритель». Ребенок в такой роли рано включается в слож¬ности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регули¬руя и устраняя супружеские конфликты.